Открыта регистрация на пятидневный онлайн-интенсив «Университет 2030: инструменты для достижения целевой модели»

Как университету договориться с корпорацией о трансфере технологий

За 5 лет работы мы пообщались более чем со 100 вузами России. Большинство из них никогда не занимались трансфером технологий системно, некоторые - имеют центры, отвечающие за это, и лишь единицы — успешно продают свои технологии в корпорации. Мы изучили процесс трансфера в зарубежных университетах MIT, Stanford, Aalto University, Univeristy of Utah и знаем, как эффективно применять его в российских ВУЗах. С какими проблемами чаще всего сталкиваются университеты при самостоятельном выстраивании системы трансфера технологий, и почему это происходит, - рассказывают эксперты WINbd.
Основной инструмент, позволяющий осуществлять одну из главных современных задач университета – развитие и продвижение научных разработок – это трансфер технологий.

Трансфер технологийпередача технологии, интеллектуальной собственности в различном её варианте, от одного лица к другому. В данном случае - от университета к корпорации.
Сегодня российские компании обращают все больше внимания на технологии. Мировая конкуренция ужесточается, технологическая повестка становится более значимой. Вместе с тем в России существует все еще крайне малое количество лицензий по передаче интеллектуальной собственности, в сравнении с мировыми аналогами. Развитие в области трансфера технологий происходит не так быстро по многим причинам, и полностью возлагать «вину» на университеты - неверный путь. Это вызов для инновационной экосистемы в целом. Однако как в сложившейся ситуации все же действовать университетам?
Рабочая схема трансфера технологий в университете
1. Выявить основные научные направления ВУЗа и сфокусироваться на них

- Определить технологии
- Выбрать отрасли
- Сформировать команды под конкретные направления
- Создать проектный офис

2. Создать отдел грантов и конкурсов

- Найти и сформировать команду специалистов с подходящим профилем
- Регулярно собирать заявки, отбирать подходящие

3. Создать отдел продаж компетенций, услуг

- Подобрать технологических менеджеров под ключевые отрасли
- Создать и вести активные коммерческие базы партнеров
- Довести проект до подписания договора
- Передать проект в проектный офис на реализацию

4. Запустить продажу результатов интеллектуальной собственности

5. Запустить продажу Стартапов


Выстраивание подобной системы может быть довольно дорогостоящим, и в нем крайне необходимо двигаться планомерно. Однако, в качестве альтернативного варианта, пункты 3-5 могут быть вынесены за периметр университета, работать единовременно с несколькими ВУЗами, что является значительно более экономичным вариантом. Также может решаться вопрос вовлечения специалистов.

Типичный процесс трансфера технологий в российском университете
Ученые разрабатывают технологии не под запрос рынка

Чаще всего задачи разработчика задаются изнутри университетом или обуславливаются собственным научным интересом, но могут не согласовываться или вовсе не иметь ничего общего с актуальными запросами рынка.

Команда разработчиков не имеет специальных компетенций

Чаще всего ученый владеет узкоспециализированными навыками и не владеет навыками бизнес коммуникации, упаковки проектов, презентации, продаж.

Для университета существует немало вариантов найти заказчика: форумы, конференции, корпоративные акселераторы, «открытые окна» и др. Они позволяют представителям ВУЗа самостоятельно выйти на связь с потенциальным покупателем, презентовать свою технологию и совершить трансфер. Однако для того, чтобы этот процесс прошел успешно, необходимо:

- выбрать для презентации «подходящую» под запрос разработку, на «подходящем» этапе;
- знать, как упаковать и презентовать разработку, расставить значимые для потенциального покупателя акценты;
- общаться с заказчиком «на одном языке».

Отдел трансфера технологий в университете работает не эффективно

Чаще всего отдел продаж внутри университета состоит из сотрудников ВУЗа, которые также не владеют необходимыми навыками и знаниями в области трансфера технологий, не знают, как выстроить рабочую систему, как общаться с заказчиком, упаковывать проекты и др. Привлечения внешних специалистов в отдел считается дорогостоящим и нецелесообразным.

Цикл трансфера технологий не доходит до этапа продаж

Чаще всего из-за ошибок, совершенных на первых этапах трансфера технологий, университету не удается дойти до этапа заключения договора с корпорацией или продажи технологии.
«Классический пример из опыта работы компании WINbd. Мы получаем от ВУЗа каталог технологий. Общаемся по нему с компаниями, получаем выборку наиболее интересных проектов. Возвращаемся в университет и вдруг получаем информацию, что оказывается за обозначенными проектами уже давно нет людей. Кто-то уже ушел из университета, кто-то, к сожалению, умер, а какой-то проект был написан просто слишком красиво и преувеличено. Когда начинаешь просеивать проекты на реальность - остается короткий список, с которым реально можно работать»

Вениамин Кизеев,
эксперт Академии управления WINbd
Ключевые элементы успешного трансфера технологий
  • знание компетенций, направлении и качества разработок как в своем ВУЗе, так и в других;

  • регулярный мониторинг, а также прогнозирование запросов крупных корпораций;

  • проверенная база экспертов для привлечения в процесс трансфера технологии с целью оценки разработки и др.

  • сформированные навыки упаковки и презентации проектов;

  • сформированные навыки коммуникации в бизнес сообществе.


В большинстве случаев современные университеты активно ведут научные разработки, имеют отдельные необходимые для трансфера технологий компетенции, но не умеют собрать цельную систему. Как правило они обращаются за трансфером технологий к специалистам, уже совершив несколько неудачных попыток. Команда специалистов, имея необходимые компетенции и опыт их применения, может снизить издержки и вероятность ошибок в течение всего процесса трансфера к нулю.

Сегодня, чтобы совершить успешный цикл трансфера технологий, стоит довериться профессионалам, с выстроенными отношениями с фондами, компаниями, центрами прототипирования, международными площадками. Университет должен трезво оценивать свои проекты и компетенции. В этих случаях - успех возможен и вероятен.


Показать больше новостей