СЕРТИФИКАЦИЯ – ЭТО ПОЛЕЗНО?

Нужно ли управленцу проектами подтверждать свои знания сертификацией? Как выбрать нужный стандарт? Если есть опыт, нужна ли дополнительная подготовка для сертификации?
Ваш проект реализован и вам кажется, что все отлично. В срок успели, а если еще и бюджет не превысили, то считаете себя настоящим героем. А что дальше? Как ваши сотрудники и коллеги будут реализовывать проекты? Также героически не спать ночами и надеяться на удачу? Ведь, наверняка, вам хочется, чтоб знания по управлению проектами оставались внутри компании, и другие сотрудники системно их применяли.

Не стоит придумывать каждый раз новое решение, необходимо адаптировать опыт, с которым уже работают во всем мире, для этого и нужны стандарты.

Однако, важно понимать, что нельзя прочитать стандарт и полностью применить его к своей организации, многие нюансы в международных стандартах не учтены для обобщения. Поэтому компании, которые успешно сертифицировали своих сотрудников, выбирают нужное из международного стандарта, адаптируют инструменты под свои проекты, обобщают свой накопленный опыт и создают стандарт своей организации.
Стандартов много – как ориентироваться?
В мире управления проектами существуют международные стандарты ISO, IPMА, национальные стандарты – американские, европейские, японские и другие. В России широкая сеть стандартов соотвествует ГОСТ, также есть и отечественная сертификация ПМ Стандарт.

Принципиальная разница между стандартами не в том, кому они принадлежат, а в том, как они устроены. Есть процессные стандарты, такие как PMBOK, разработанные PMI. Есть стандарт ICB от International Project Management Association (IPMА), он о том, какими компетенциями должен обладать руководитель проекта.

Мы придерживаемся стандарта ICB от IPMА, вернее его адаптированной версией для России НТК (Национальные требования к компетенциям специалистов по управлению проектами) от СОВНЕТ/IPMA . Это извечный спор, чей стандарт лучше, но мы не поднимаем этот вопрос. Каждый из стандартов вносит большой вклад в развитие профессионального управления проектами, если честно, мы используем в своей деятельности группу стандартов. Но для себя при управлении проектами изменений, в быстро-меняющемся мире, мы выбрали именно стандарт основанный на компетенциях.

Процессы – это быстрые таблетки, ты открываешь стандарт и понимаешь, как делать. С компетенциями сложнее, их нужно развить, формировать, понимать инструменты, иметь навыки в работе. Поэтому когда у тебя есть компетенции, ты можешь сам формировать определенные алгоритмы и процессы.
Сертификация – это...
... процесс признания компетенций от профессионального международного сообщества. Сертификат – это не просто подтверждающая бумага или справка, а процесс, в рамках которого нужно устранить пробелы в знаниях. Это процесс, который позволяет посмотреть на свои возможности, провести аудит компетенций с помощью асессоров и увидеть слабые и сильные места.
По какому стандарту мне стоит проходить сертификацию?
Конечно, все зависит от профессиональных целей. Если вы хотите остаться в мире управления проектами в своей организации и в России, то тогда для знакомства с этим миром достаточно национального стандарта – ПМ Стандарт. Если хотите присоединиться к международному сообществу, получать актуальные знания и инструменты мира, то вам нужны международные сертификации.
«Если вы сертифицированы, значит, вы профессионал, прошли довольно сложную процедуру сдачи сертификации, и ваши коллеги понимают ценность этого. Второе – вы понимаете все термины и процессы, убираете все пробелы и можете оперировать профессиональным языком. Ну и конечно, третье, в работе с международными партнерами это определенный бонус»
– комментирует Вениамин Кизеев.
Что нужно знать, чтобы сдать сертификацию
Национальные требования к компетенциям специалиста по управлению проектами – это адаптированные стандарты к нашему менталитету и опыту Национальной ассоциации управления проектами СОВНЕТ, представителя IPMA в России, на базе которой строится сертификация. Документ стандарта – это общественный договор, в нем есть все о том, как трактуются термины, как ими управляют, что за чем следует.

Очень часто выясняется, что человек на самом деле просто не понял или не отрефлексировал свой опыт. Поэтому необходимо изучить стандарт. Был случай, когда на подготовке к сертификации руководитель компании просто взялся за голову и сказал: «Мы два года разрабатывали свой стандарт, почему мы просто не открыли эту книгу и не изучили». То есть два года, кучу часов работы сотрудников (а значит и бюджет) компания потратила выдумывание своих стандартов. Стандарт – это база собранного опыта по управлению проектами за всю историю. На него потрачено много трудочасов и к этому тоже надо относиться с некоторым уважением, попытаться его освоить. В чем смысл выдумывать все заново, когда можно встать на плечи титану.
«Мы для успешной сдачи сертификации проводим 4х дневную подготовку, которая нужна для двух вещей: Первое – она поможет разобраться в терминах и посмотреть на свои возможности. Второе – подготовка к сертификации это не только теория, но и сразу практический разбор вопросов, ответов и уточнений»
– комментирует Александра Бюллер.
Как определить уровень, на который нужно идти?
Для этого есть форма самотестирования, вы ее заполняете и сразу можете понять какой у вас опыт. Самое важное – это опыт выполнения проектов, если такого опыта нет, но вы хотите получить общие знания и продемонстрировать их владение, то вам нужен уровень D. Все остальные уровни про объем ваших проектов, сроков, длительностей и бюджетов, которыми вы управляли.

Коротко о том, какие уровни выбрать

  • Уровень D и С
    Специалист может следовать правилам, стандартам.
  • Уровень В
    Специалист умеет подкручивать стандарт под свою организацию.
  • Уровень А
    Специалист сам создает правила в организации.
Первый шаг — освойте стандарты! Без этого шага никуда.
Для вас мы ответили на самые важные вопросы: кому нужно проходить сертификацию, почему пройти сертификацию получается не у всех и какому подходу лучше учиться.
— Почему не у всех получается сдать сертификацию?
— Управление проектами – очень логичная дисциплина. Опыт человека не всегда связан с тем, что специалист управлял проектом с помощью методологии. В российском менеджменте есть практика – «Нам срочно дали проект, мы героически его выполнили, да мы чуть-чуть сорвали сроки, чуть-чуть финансирование, не выполнили все качество, не разворачивали ни одну из процедур по управлению финансами, контрактами, коммуникациями, но мы его выполнили». Да, это опыт, но он не соответствует мировым стандартам по управлению проектами. Именно поэтому человеку бывает трудно освоить алгоритмы и процедуры, с которыми он знакомится на сертификации. Получается, что практический опыт есть, но начинать изучать профессиональное управление проектами нужно с начала.
— Я сотрудник университета, нужно ли мне сертифицироваться по IPMA-стандартам?
— Если вы проректор по образовательной деятельности, то, наверное, нет, потому что вы занимаетесь функциональной/процессной работой. Если вы проректор, связанный с развитием, проектной деятельностью, то да. Сегодня сообщество по управлению проектами развивается, но в нем есть определенные традиции. Если вы сертифицированы, это позволяет вам брать лучшие практики и кейсы из других отраслей, строить взаимоотношения, получать практики быстрее, чем другие университеты.
— Каким подходам учиться? Насколько это применимо в университетах?
— Дискуссия по поводу гибкого управления и водопадного управления проектами длится долго и будет продолжаться. Но мир не черный и белый, поэтому все проекты не перейдут только в гибкое или только в водопадное управление. Рынок большой и выбрать провайдера, у которого учиться и с которым общаться действительно сложно. В этой части помогает профессиональное сообщество. Клуб асессоров конкурса «Проектный Олимп» или участники конкурса «Лучший проект года» – это хорошо знакомые друг с другом люди, которые участвуют в разработке российских стандартов и сбору практик. Они могут посоветовать, что выбрать, но нельзя сказать, что это будет единое мнение сообщества.
— Если ты прошел сертификацию по IPMA-стандрату или ПМ Стандарт, то мне будет легче дальше с Аgile?
— Если человек профессионал по классическому управлению проектами, то ему гораздо проще будет понять мир agile, потому что часть инструментов, постановка целей, похожи. В agile отличается сам процесс, но надо сказать, что и сами стандарты становятся более гибкими. Получается, это разные плоскости мироуправления проектами, который тоже становится более изменчивым, гибким и сложным.

В IPMA, то есть в предыдущем стандарте, появились поведенческие компетенции, а в текущем стандарте они усилились.
Россия с 2019 года присоединяется к новому стандарту ICB4.0. В нем достаточно хорошо освещены soft skills, которыми должен владеть руководитель проектов: самоменеджмент, саморефлексия, интеграция, вовлеченность. Они не всегда привычны для руководителей российских проектов. Можно сделать сноску, что они из мира agile, потому что это скорее принципы, но это сегодняшняя действительность,
которая вынуждает руководителя проекта не формально относится к приказам, документации и всему остальному, а выделять больше времени на общение с людьми и с собой, понимать насколько люди вовлечены в работу. На классической должности руководитель может искать новых людей, заменять их, но когда проект развернут, замена части команды или отдельного человека всегда нежелательное явление.
Поэтому требования к руководителю проектов, к управлению персоналом, к своей команде и к себе гораздо выше.
Нельзя утверждать однозначно нужна сертификация или нет, но точно одно – нельзя не знать мировой опыт.
Показать больше