Советуем продукт: Школа проектного лидера
Close

Как не выбросить бюджет на «нерабочие» схемы обучения руководителей проектов

Вениамин Кизеев, эксперт по управлению проектами и инновациям WINbd, рассказал Forbes, как пандемия повлияла на сферу проектного обучения: какие форматы работают в новом контексте, по каким признакам можно определить качественную и эффективную программу обучения.

Любая компания хочет, чтобы программы обучения решали конкретные бизнес-задачи и ускоряли реализацию проектов. С подобными задачами справляются корпоративные образовательные программы нового типа, которые появились благодаря пандемии. Полученные знания практичны и легко применимы — сотрудники могут сразу использовать их в своей текущей деятельности. Работа над проектами ведется непосредственно в процессе обучения под кураторством отраслевых экспертов-практиков. В этом случае обучение становится внутренним акселератором бизнес-функций.
Что показал 2020 год
Прошлый год наглядно показал, что нам всем есть, чему учиться. Многие действующие процессы, включая привычные этапы реализации проектов, выявили свою несостоятельность и потребовали детального пересмотра. Партнеры отказывались работать удаленно, госорганы не выходили на контакт, процесс согласований тормозился, регламенты менять было некогда, а без них никто не знал, что делать. Все оказались в подвешенном состоянии. Стало ясно, насколько устарели многие практики и процессы, и как плохо они выдерживают кризисные ситуации.
Как изменился формат корпоративного обучения
В условиях пандемии обострились старые проблемы и появились новые: перегруженные руководители проектов едва справлялись с "удаленкой" и не были готовы к цифровым форматам взаимодействия, кратно возрастали нагрузка и стресс.

С привычного офлайн-обучения необходимо было перейти на цифровые форматы. Потребовалось много экспериментов, которые в итоге сильно продвинули практики корпоративного обучения.
Что нужно руководителям проектов от корпоративного обучения в новых условиях
В кризисные периоды от корпоративного обучения нужна своевременная и направленная поддержка. Руководителям проектов важно, чтобы организаторы корпоративных программ обучения:
— могли оперативно давать ответы на срочные и важные вопросы, возникающие здесь и сейчас;
— привлекали экспертов-практиков, которые не зачитывают стандартный текст, а делятся своим личным полезным опытом;
— помогали достигать реальных изменений в процессах с участием руководителей подразделений;
— предоставляли возможность учиться по гибким в сборке программам, особенно если речь идет о длительных курсах, потому что требования устаревают очень быстро;
— умели поддерживать вовлеченность участников и мотивацию.
Какими должны быть новые программы обучения
Обновление требований привело к формированию новых принципов построения учебных программ по управлению проектами.

Эксперты
В программе должны участвовать яркие эксперты-теоретики, способные вовлекать слушателей в интерактивный процесс онлайн-обучения. Таких профессионалов очень мало и спрос на них с каждым днем все выше. Эксперты-практики, в свою очередь, должны уметь говорить на широкую аудиторию и ясно передавать идеи и смыслы в коротких презентациях или мастер-классах.
WINbd сформировала сеть экспертов из ведущих российских и международных ассоциаций управления проектами, отраслевых сообществ, говорящих на одном профессиональном языке и умеющих работать в тандеме. Такой подход позволяет обеспечить баланс лучших мировых стандартов и практических кейсов ведущих компаний.
Обучение неотрывно от бизнес-результата
Качественно усвоить информацию поможет только практика и работа в реальных проектах организации. Участники трудятся над конкретной фазой проекта и достигают результата: разрабатывают или реализуют часть проекта. Все это происходит в рамках обучения, в процессе им помогают модераторы и треккеры (профессиональные управленцы), которые работают с командами, отслеживают сроки и нагрузку, помогают командам развивать и дорабатывать проекты.
WINbd вовлекает в программу профессиональных руководителей проектов, треккеров, консультантов, способных не столько администрировать процесс работы команд-участников, сколько найти и подсказать интересный выход, подходящий инструмент или контакт профильного эксперта.
В хороших программах эффект виден сразу: сотрудники внедряют полученные знания в свою текущую деятельность и под кураторством экспертов-практиков реализуют проекты.

Результатом программы обучения должны стать не только знания лучших практик и инструментов, но и помощь в снятии острых вопросов, запуск или ускорение реализации действующих проектов — помощь заметная для руководства, иначе программу могут свернуть.
Развитие Soft Skills
В последнее время мы наблюдаем интерес к soft skills. Это хорошая тенденция. Практика показывает, что качественное общение в команде хорошо влияет на развитие проектов: участники чувствуют причастность, видят свой вклад, делятся идеями. Акцент в работе смещается с администрирования на лидерство, вовлечение, воодушевление.
В школах WINbd в каждом модуле есть тренинги, посвященные развитию гибких навыков, которые важны для проекта заказчика, а обучение soft skills проводят лучшие тренеры России и мира.
Реальные изменения в бизнес-процессах
В программах участвуют не только обучающиеся руководители, но и профильные отделы, проектные офисы заказчика. Они получают обратную связь по итогам обучения и могут вносить изменения в текущую деятельность, регламенты, процессы и шаблоны.
В WINbd программы обучения проектируют специалисты по педагогическому дизайну, а также профессионалы проектного управления с опытом управления проектами, внедрения и развития систем управления в различных организациях. Они помогают доработать регламенты и перестроить процессы внутри организации.
Команда
Процесс подготовки результативных программ обучения выходит за рамки традиционных подходов и требует вовлечения команды профессионалов, способных сформировать качественный, своевременный и полезный продукт.
На одном онлайн-модуле, где обучаются 30-40 человек, в WINbd работают: руководитель проекта, 4-6 администраторов, 3 модератора, 3-6 треккеров, академический директор, отраслевой консультант, куратор проектной работы, иногда присоединяется ведущий модуля. То есть, в каждом модуле работает команда от 14 до 21 человека, не считая экспертов.
Новые принципы организации проектного обучения
Описанные выше тренды требуют новых подходов от организаторов обучения, повышения практической пользы программ в долгосрочной и краткосрочной перспективах. Мы выделили четыре ключевых принципа:
1) кастомизация программ в зависимости от отрасли, компании, состава слушателей и задач организации;
2) расширение круга экспертов, участвующих в программе;
3) обеспечение баланса лучших мировых практик, применимых в российских реалиях, регламентов, обмена опытом и развития soft skills;
4) создание команды профессионалов, способных гибко реагировать на новые требования и задачи.

Программы, следующие перечисленным принципам, становятся эффективным инструментом решения бизнес-задач компании и окупаются еще до завершения обучения.
Примеры школы
Продукт из статьи
«Школа проектного лидера» – модульная программа, на основе которой мы выстраиваем обучение и проектную работу топ-менеджеров организации. Все школы получаются уникальными: мы формируем программу и привлекаем экспертов с учетом специфики отрасли и задач клиентов. Наши эксперты сопровождают клиентов в процессе обучения и во время работы над проектами.
Получить коммерческое предложение
Мы вскоре свяжемся с вами
Имя
Ваш E-mail
Телефон
Если вам удобнее связаться по телефону, оставьте ваш номер.
Нажимая «Отправить», вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Показать больше новостей