Открыта регистрация на пятидневный онлайн-интенсив «Университет 2030: инструменты для достижения целевой модели»

Как обучать руководителей цифровых проектов

Ключ к изменениям в компании — изменение в сознании людей. Для успешной цифровизации руководителям необходимо стать лидерами, структурирующими неопределенность и вдохновляющими команду. В этой статье мы опишем ландшафт текущих изменений, а затем перейдем к главному вопросу – как подготовить таких управленцев.
Как подготовиться к цифровизации
Уже существуют ИТ-инструменты, способные формировать управленческие решения в реальном времени, они эффективно управляют ресурсами, находят оптимальные решения сложных задач и выстраивают планирование в реальном времени. Однако в большинстве компаний такие инструменты до сих пор не внедрены, несмотря на их эффективность.

Мы провели опрос среди руководителей организаций и проектов, большинство ответили, что не применяют искусственный интеллект для реализации проектов (См. 1 график)
1 график
Готовность технологий сегодня намного выше, чем готовность людей их использовать.
Основным барьером на пути к изменениям становятся не технологии, а мышление и привычки людей, поэтому так важна работа с человеческим капиталом. Для преодоления барьера личной готовности использовать технологии мы советуем начать с простых шагов. Сейчас есть множество IT решений, для работы с которыми не нужно специальных знаний, например, боты, голосовые помощники, планировщики календаря. Они упрощают и ускоряют выполнение задач и не пугают своим масштабом: мы все уже сталкивались с ботами и голосовыми помощниками. Попробуйте постепенно добавлять такие решения к своей работе, например, пишите заметки и письма при помощи голосового набора. Так вы постепенно привыкнете использовать в работе ИТ-инструменты и будете готовы к более серьезным изменениям.
Бизнес-процессы
Крупные организации в России имеют иерархическую структуру, в ней процессы регламентированы, а несоблюдение регламентов наказуемо. Люди не могут реализовывать свой потенциал: идеи и активность не приветствуются, — поэтому внедрение изменений в таких организациях идет очень сложно.

Если вы хотите внедрять изменения, вам важно сформировать в компании пространство для идей и инициативы сотрудников. Пространство, где люди будут свободны от устоявшихся норм и консервативной корпоративной культуры, где можно быть креативным, где можно привлекать внешних экспертов со свежим взглядом и идеям развития. В этом пространстве придется отказаться от иерархической модели управления, вместо нее мы советуем рассмотреть проектную модель. Вы можете выбирать и комбинировать разные методологии проектного управления, выбор зависит от ваших целей: cust dev, бережливое производство, ТРИЗ.
Важной частью процесса становится мотивация и поддержка творческих и инициативных людей, забота о развитии знаний и компетенций.
Как создать условия для людей с инновационным мышлением
Мы видим, что образовательные программы позволяют качественно менять мышление сотрудников и запускать проекты изменений. Корпоративные образовательные программы сегодня превращаются во внутренний акселератор для ускорения бизнес-функций, решения бизнес-задачи, сокращения сроков реализации проектов.
— Программы обучения должны развивать навыки решения задач в условиях ограниченности ресурсов и изменения бизнес-среды. Наша реальность — мир неопределенности, нам всем необходимо уметь работать в таких условиях.

— Расширение кросс-функционального взаимодействия. Постепенно мы переходим к большей связанности различных отделов, это необходимо для совместной работы над общей стратегией компании. Характерная черта современных программ обучения — выступление внутренних экспертов с лекциями о процессах компании.

— Современный формат образования — работа над реальными проектами организации под руководством экспертов и модераторов. Только практика помогает действительно качественно усвоить информацию.

— Обучение должно проходить не менее полугода, а результатом его будут конкретные достижения в организации, а не подготовленные "бумаги".
Необходимо формировать кастомизированные программы развития руководителей с ориентацией на получение бизнес-результата.
Пример качественного корпоративного обучения: программа «Цифровая Лаборатория» корпоративного университета «Илим»
Группа «Илим» реализует программу цифровизации, это непростой проект влияющий на процессы компании и способы ведения бизнеса, для него нужны управленцы с развитыми цифровыми компетенциями.

В корпоративном университете «Илим» создали программу, которая подготовит сотрудников компании к реализации цифровых проектов. Программа включала визионерские и экспертные лекции, лекции внутренних экспертов (такие выступления помогают связать деятельность разных отделов). Эксперты выстраивали материал вокруг профильных кейсов и опыта. Важная часть программы — практическая работа, в которой сотрудники сразу применяли новые знания, адаптированные к процессам группы «Илим». Во время обучения участники выявили 100 полезных практик, запустили 5 учебных проектов и защитили свои проекты перед внутренними экспертами.

Базовая часть обратной связи по обучающим программам — опросы их участников. Вот, например, результаты опроса: «Насколько хорошо вы понимали до начала программы и после программы следующие пункты». Мы видим, что сотрудники стали лучше ориентироваться в процессах своей компании, познакомились со стратегией и проектами, которые ведут компанию к назначенной цели. Более того, они знают, как запускать такие проекты в своей компании и могут принимать в этом участие, а значит цель обучения достигнута.
Выводы
  1. Цифровая трансформация тесно связана трансформацией в сознании людей. Важно уделять этому внимание.

  2. Для внедрения изменений в компании необходимо пространство, свободное от типовых процессов и иерархической структуры.

  3. Образовательные программы становятся внутренними акселераторами, они должны быть направлены на решение конкретной задачи бизнеса.
Показать больше новостей