Как выстраивают стратегию в Газпромбанк Автолизинг – новый эфир сериала для лидеров. 3 июня | 12:00 мск | онлайн
Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Согласен

«Это новые идеи, а не то, что приносит прибыль»: 4 мифа о развитии инноваций в компаниях

Эксперт по управлению проектами и инновациями Академии управления WINbd Вениамин Кизеев рассказал Rusbase о главных мифах об инновациях, которые бытуют в разных профессиональных сообществах, и поделился инструкцией, как внедрять инновации в компании.

Миф 1. Изменения нас не коснутся, ведь мы давно на рынке

Уверен, вы чувствуете: изменения происходят все быстрее. На рынке то и дело появляются компании, которые полностью меняют правила игры, оставляя позади тех, кто ранее уверенно стоял на ногах. Внешние события и кризисы заставляют нас полностью переосмыслить бизнес-процессы.
Так выглядит врезка с какой-то информацией, которую вы хотите подчеркнуть. Рынок высшего образования многим кажется максимально консервативным и устойчивым, но и для них 2020 год стал серьезным испытанием.
Один из интересных примеров — Тольяттинский государственный университет. Они заметили тенденцию перехода в онлайн более пяти лет назад и стали развивать собственную платформу дистанционного обучения «Росдистант». За это время им удалось расширить географию студентов (81 регион, 18 стран), увеличить число иногородних студентов с 8 до 29 % и увеличить долю студентов-заочников на 70% за счет обучающихся онлайн. Благодаря этому проекту ТГУ смогли этой весной в один день перевести студентов в дистанционный формат обучения, не прерывая учебный процесс.
Не стоит ждать, пока все остальные внедрят инновации или когда настанет кризис. Изменения коснутся всех, и начинать их необходимо уже сейчас.
Миф 2. Инновации — это новые идеи, а не то, что приносит прибыль
Обратимся к руководству Осло «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» (Oslo Manual Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition), которое является международным справочником по сбору и использованию данных по инновациям.

  • Инновация в продуктах — это новый или улучшенный товар или услуга, которые значительно отличаются от предыдущих товаров или услуг фирмы и которые были представлены на рынке.
  • Инновация в бизнес-процессах — это новый или улучшенный бизнес-процесс для одной или нескольких бизнес-функций, который значительно отличается от предыдущих бизнес-процессов фирмы и который был введен в действие.
Мой любимый вопрос к организациям, когда они рассказывают про инновации: сколько денег вам это принесло?
Часто слышу ответ, что пока — нисколько. Тогда это не инновация — это просто идея. Невоплощенная идея ничего не стоит.

На рынке B2B гораздо легче продавать новые решения, если ваше нововведение приводит к увеличению прибыли компании. Например, наша портфельная компания — интегратор «Инспаир» — занимается проектированием и внедрением роботизированных комплексов, и мы точно знаем, что нужно предложить решение, которое окупится быстрее, чем за три года.
Недавно «Инспаир» автоматизировали один из этапов производства совместно с «Сибур Диджитал» — разработка добавила контроль качества, снизила число возвратов и брака, то есть убытков. По расчетам, проект окупится за два года. К таким проектам надо стремиться, хотя «считать» никто не любит.

Робот KUKA KR60 L30-3 на томском «БИАКСПЛЕНе».
Миф 3. Инновации могут быть только в ИТ-решениях
Сегодня все говорят о цифровизации, автоматизации, искусственном интеллекте, технологиях во всевозможных сферах.
В России инновации ассоциируются в основном с техническими решениями, хотя мы заметили: большинство инноваций происходят в управленческих процессах. В силу забюрократизированности компаний и зачастую отсутствия выстроенных процессов, такие инновации могут иметь быструю экономическую отдачу.
Например, в Академии управления WINbd (рынок корпоративного обучения) мы ушли от теоретического обучения к обучению на основе проектной деятельности. Большую часть занимает разработка и запуск реальных проектов совместно с приглашенными экспертами и модераторами.
Программа обучения окупается еще до окончания, так как у компании, помимо обученных сотрудников, появляются готовые проекты. Это меняет суть корпоративного обучения и выводит его на качественно новый уровень. Это не ИТ-решение — это просто более эффективный способ решать задачи клиентов.

Таким же образом инновации могут быть в логистике, новых материалах или новых способах решать задачи.
Миф 4. В нашей отрасли не может быть инноваций
Аналитики CB Insights совместно с изданием Fast Company представили 50 компаний, которые могут стать «единорогами». И если посмотреть на то, в каких отраслях работают эти компании, то, кроме уверенно лидирующих Enterprise / Big Data и финтеха, здесь можно увидеть логистику, HR, медицину. Кто будет следующим в списке?
Важной является не столько сфера деятельности, сколько культура компании.
Мы часто слышим что-то вроде «у нас это не сработает» или «у нас так всегда было». Это первый сигнал, что здесь не хотят меняться, пытаются сохранить «стабильность». Посмотрите в окно — сегодня невозможно так думать. Во всех отраслях есть поле для инноваций.
Например, «Тяжмаш» (машиностроение) после внедрения интеллектуальной системы управления проектами Smart Projects повысил валовый объем продукции цеха на 5–10% при том же составе рабочих и оборудования, а РКК «Энергия» (разработка и производство космической техники) с тем же Smart Project поменяла состав команд и снизила затраты на выполнение проекта.

Интеллектуальная система управления проектами Smart Projects
Как внедрять инновации
Мы разработали алгоритм запуска инноваций и улучшали его с каждым проектом. В итоге у нас получился метод из четырех шагов.

Шаг 1. Ищем, где в компании нужны инновации
Необходимо оценить бизнес-процессы: продукты и услуги, логистику, маркетинг и продажи, управление, разработку продукта. Выбрать в каждом процессе главный показатель (например, срок или стоимость доставки) и сравнить его с конкурентами. Так вы найдете ваши сильные и слабые места и поймете, где вам нужны инновации.

Шаг 2. Оцениваем, насколько мы готовы рисковать
Есть прорывные инновации, а есть — улучшающие. Одни целиком меняют рынки и бизнес-модели, а другие помогают нам делать продукты и процессы лучше. Выбор стратегии — это ваше управленческое решение.

Какие риски вы готовы взять, с какой скоростью хотите внедрять инновации? От этого будет зависеть, какой подход необходимо выбрать для развития инноваций.

Шаг 3. Выбираем подход
— Например, прорывные инновации, когда мы имеем дело с новым продуктом, проще делать за рамками существующей компаний: таким проектам сложно жить внутри существующих правил и стандартов организации — важно создать пространство для риска и для быстрого тестирования гипотез. В таких случаях лучше использовать методологию custdev.

— Если вы хотите улучшить существующий продукт или процесс, используйте другие методы, например, бережливое производство.

— Если вам нужно, что-то более креативное, попробуйте ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач), систему приемов для решения технических задач и совершенствования технических систем. Технология позволяет находить нетривиальные решения, дает простые, но важные результаты: сокращаются время производства и расход материалов, повышается производительность компании.

Шаг 4. Выбираем инструменты для работы с нужными инновациями
Возможно, в вашей компании уже есть необходимые ресурсы для реализации инноваций — остается только создать условия.

Если вам важны внутренние инновации, вы можете запустить портал инновационных предложений сотрудников, внутренние хакатоны. Для успеха важно запустить три компонента — важно сочетание выстроенного процесса (регламента), технологического решения (например, ИТ-платформы), вовлечения и обучения людей.

Если хотите использовать подход открытых инноваций, обратите внимание на краудсорсинговые онлайн-платформы, скаутинг технологий, хакатоны, конкурсы стартапов, акселераторы и инкубаторы.
Расскажите, какую задачу необходимо решить – мы предложим решение
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами, чтобы уточнить детали и подобрать программу.
Показать больше новостей