Одна из важнейших ролей в проекте по Scrum – владелец продукта. Вот, за что он отвечает- Отбор пожеланий пользователей к продукту
- Приоритезацию этих требований
- Контроль расходования бюджета проекта
Его главная цель – создать максимально ценный для заказчика продукт за ограниченный бюджет проекта. Сначала не нашелся представитель от бизнеса, который смог бы выполнять роль владельца продукта. Внедряемые программные продукты использовались сотрудниками почти всех подразделений компании. Чтобы получить хорошего владельца продукта от бизнеса, пришлось бы пройти длинный путь от разъяснения бизнесу сути подхода Scrum до выбора самого заинтересованного в успехе проекта топ-менеджера. Мы решили назначить владельцем продукта бизнес-аналитика.
Бизнес-аналитик назначал высокий приоритет тем пожеланиям, которые ему было интересно анализировать. Но это могли быть не самые ценные в данный момент пожелания для бизнеса. После нескольких месяцев эксперимента я решил взять роль владельца продукта на себя. В это время я уже выполнял роль скрам-мастера (это вторая важная роль в Scrum). Сочетание двух ролей мне показалось не очень продуктивным. Каждый раз, принимая решение, я думал о том, кто я сейчас – скрам-мастер или владелец продукта? Как владельцу продукта мне хотелось, чтобы команда реализовала за одну итерацию как можно больше пожеланий. А как скрам-мастер я обязан был защищать команду от попыток владельца продукта убедить их взять работы больше, чем они могли реализовать. Кроме того, ко мне постоянно обращались топ-менеджеры компании с просьбами, чтобы их пожеланиям был поставлен приоритет повыше.
В итоге я предложил директору одного из офисов, с которого началось внедрение, стать владельцем продукта. Правда, я не стал объяснять ему все функции владельца продукта, а попросил выполнять хотя бы одну – приоритезацию требований. Таким образом, за наличие приоритетов по требованиям, ответственность нес один человек. Но понимая, что он один не сможет расставлять приоритеты по всем требованиям, ведь они касались разных функциональных областей, предложил ему создать комитет из топ-менеджеров, который собирался раз в месяц и обсуждал приоритеты по требованиям.
Наконец-то бизнес стал вовлекаться в проект: топ-менеджеры узнавали о том, какие пожелания генерируют сотрудники других подразделений, обсуждали и договаривались о приоритетах.