Как управлять отношениями со стейкхолдерами

Чтобы обеспечить успех проекта, необходимо учитывать интересы его заинтересованных сторон или стейкхолдеров. Как общаться с учеными, инвесторами, инженерами и бизнесменами и понимать их ожидания?
Анализ стейкхолдеров – один из основных инструментов управления проектами. Он позволяет усилить поддержку проекта со стороны заинтересованных сторон, сократить отрицательное влияние, которое они могут оказывать на проект, и уменьшить последствия такого влияния.

При анализе стейкхолдеров нужно выявить:
  1. Кто ваши стейкхолдеры (кто заинтересован в проекте)?
  2. Какие у них ожидания (явные и неявные)?
  3. Как они добиваются реализации своих интересов за счет вашего проекта ("нападение" или "защита", реагируют быстро или не торопятся и др)?

Первичную классификацию стейхолдеров можно осуществлять по следующим группам
:
  1. Могут влиять;
  2. Хотят влиять;
  3. Должны влиять.

Посмотрите полную версию выступления Григория Львовича Ципеса, в котором Григорий Львович рассказывает об инструментах для анализа заинтересованных сторон:
Влияние корпоративной культуры на работу со стейкхолдерами

Когда потенциальная группа стейкхолдеров уже определена, важно обозначить в каждом отдельном случае:
  1. как устроена организационная структура компании стейкхолдера?
  2. какая в ней корпоративная культура?
Так как большинство ошибок при общении со стейхолдерами связаны с тем, что менеджеры проектов не понимают культурных особенностей заинтересованной стороны и сравнивают ее поведение со своим.

Вениамин Кизеев в своем выступлении делает акцент на влияние корпоративной культуры на работу с заинтересованными сторонами.
Влияние типа личности стейкхолдера на работу

Для более глубокого анализа стейкхолдеров, можно провести небольшой тест, определяющий тип личности.

Выделяют 4 типа:
  • Рациональный Я. Прекрасно работает над методикой, дотошно погружается в документы, создает архитектуру проекта, мониторит планы работы. Но он не предназначен для общения с заказчиками.
  • Творческий Я. Любит инициировать новые проекты, быстро решает тупиковые задачи. Неусидчив, хаотично подходит к задачам.
  • Организованный Я. Строго следует контракту, на любые предложения, которые не прописаны в договоре, говорит однозначное "нет". Любят правила и не любят доносить до людей, казалось бы, элементарные вещи.
  • Эмоциональный Я. Любит людей. Нуждается в общении, коллективной работе. Этому типу личности очень сложно увольнять. Но при этом он отличный коммуникатор.
Инструменты для работы с участниками проекта:
  1. Создаем чаты (WhatsApp, Telegram):
    a) чат стратегический - разрабатываем правила для операционного,
    b) чат операционный - разрабатываем правила для работы во всем остальном,
    c) чат-поговорить, включаем максимальное количество участников.
  2. Вовлекаем ключевых участников в эти чаты.
    ! Обязательно руководитель проекта должен написать хотя бы 1 раз в день в каждый чат. Обоснование правила: если вовлеченная сторона не слышала от вас информацию хотя бы день, то она про вас забыла.
  3. Формируется еженедельная рассылка для заинтересованных людей в результате проекта.
  4. Внедрение Телеграм-бота. Бот поможет отследить активность каждого участника проекта.

Результат грамотного анализа стейхолдера - сформированный реестр стейкхолдеров, с обозначенными ключевыми интересами каждого из них в контексте определенного проекта, и готовыми инструментами для эффективного взаимодействия.
Показать больше