Что меняет правила игры для руководителей в 2025? Узнайте 18 февраля в 11:00 мск

Управление ПИШ через Agile: как гибкие методологии ускоряют развитие инженерных школ

Современная научная и технологическая среда отличается высокой динамикой изменений, которая усложнила процесс управления проектами в рамках передовых инженерных школ. О том, как применение гибких методологий меняет привычную парадигму устоявшихся процессов и ускоряет развитие инженерных школ в условиях постоянной неопределенности, мы обсудили с руководителями ПИШ ДГТУ и УрФУ.

Эксперты


Пигенко Владислав Анатольевич, руководитель ПИШ ДГТУ, директор Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш», начальник конструкторского отдела расчетов ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш».
Овчинникова Валентина Андреевна, руководитель ПИШ УрФУ, заместитель проректора по проектному обучению и дополнительному профессиональному образованию УрФУ.


Чаще всего для управления проектами университеты применяют классическую методологию. Она обеспечивает систематизированный подход при выполнении сложных задач, но также имеет недостатки — отсутствие гибкости в условиях быстроразвивающейся технологической среды. Любые пересмотры изначального плана и технического задания могут сопровождаться увеличением бюджета проекта, рисками и длительными согласованиями.

Эксперты Донского государственного технического университета и Уральского федерального университета рассказали, как использование Agile качественно повысило уровень реализованных проектов, качество образования выпускников и помогает их ПИШ правильно расставлять приоритеты в условиях неопределенности.
Пигенко Владислав Анатольевич, руководитель ПИШ ДГТУ, директор Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш», начальник конструкторского отдела расчетов ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш»

Agile ускоряет выполнение проектов

Чтобы лучше понять, как гибкие методологии используются в управлении проектами ПИШ ДГТУ, рассмотрим ее структуру управления. Она состоит из трех уровней: верхнего, управляющего комитета и совета руководителей. Особенность структуры ПИШ ДГТУ заключается в том, что сотрудники «Ростсельмаша», нашего единственного индустриального партнера, входят во все уровни управления ПИШ ДГТУ.

В прошлом для изменения планов проектов и содержания образовательных дисциплин университета требовалось очень много времени, поскольку собрания, которые охватывают все уровни управления ПИШ, проводилось реже. Сейчас с помощью Agile мы можем гораздо чаще проводить их, меняя подходы, документы и планы на основе запросов индустриального партнера. Это значительно ускоряет срок выполнения проектов. Во многом это связано с тем, что применение гибких методологий подразумевает проведение регулярных собраний по подведению промежуточных итогов и выявлению недостатков. В собраниях участвуют работники ДГТУ и «Ростсельмаша» — это помогает учесть мнения всех сторон и прийти к единому решению.

Что касается регулярности, в прошлом срезы результативности проходили, примерно, один раз в квартал. Сейчас мы проводим их чаще — каждый месяц. Таким образом мы снижаем риск возникновения длительных задержек в проектах и своевременно корректируем цели, чтобы они соответствовали актуальным трендам в научной и технологической среде. Например, разрабатываем и выпускаем сельскохозяйственную технику, которая долгое время будет востребованной на рынке.

Agile для подготовки квалифицированных инженеров

В управлении образовательным процессом мы исходим из запросов «Ростсельмаша». Применение Agile позволило нам быстро проработать содержание всех учебных дисциплин, фондов оценочных средств и внутренних документов, чтобы уровень знаний наших выпускников соответствовал актуальному уровню развития науки и техники.

Мы могли бы использовать для этого иной, классический подход, например, взять за основу компетентностную модель и вложить в нее требования индустриального партнера к компетенциям наших выпускников. По факту проверить уровень их подготовки мы смогли бы только спустя 3–4 года при выпуске. Нас такой подход не устраивал и, чтобы не терять время, мы применили Agile. Еще один момент — гибкие методологии позволяют нам вовлекать в образовательный процесс экспертов «Ростсельмаша». Они участвуют в создании учебных материалов, лекций и рабочих дисциплин ПИШ. За 2 года с их помощью мы модернизировали 90% содержания образовательных дисциплин.

Кроме того, мы пришли к мнению, что подготовить высококлассного специалиста за 4 года, используя действующую образовательную программу, невозможно. После выпуска бывшим студентам требуется время на адаптацию, поэтому мы планируем добавить к основному курсу 2 года магистратуры, сформировав таким образом неразрывное обучение. В дополнительные 2 года мы перенесем образовательный процесс на предприятия, чтобы студенты смогли за это время адаптироваться и, закончив обучение в ПИШ, сразу же и в полной мере приступить к работе.
Овчинникова Валентина Андреевна, руководитель ПИШ УрФУ, заместитель проректора по проектному обучению и дополнительному профессиональному образованию УрФУ

Agile — единственная эффективная методология для управления проектами

Технологическая среда меняется каждый день, и предугадать, как она изменится завтра, невозможно, поэтому единственная эффективная методология в управлении проектами — это Agile. В отличие от классической методологии, Agile позволяет реагировать на изменения, своевременно внося правки в процесс управления проектами. Расскажу, как работает Agile на примере структуры нашей ПИШ.

Первый уровень управления передовой инженерной школы в УрФУ — координационный совет. Он состоит из представителей восьми индустриальных партнеров университета. Совет собирается два раза в год. Чаще не требуется потому, что по каждому направлению деятельности ПИШ УрФУ дополнительно проводятся собрания экспертных советов, состоящих из преподавателей. Каждый семестр, иногда чаще они прорабатывают гипотезы и вносят дополнения в решения координационного совета о структуре, требованиях, метриках и методах оценки результатов.

В отличие от классической методологии, применение Agile позволяет координационному и экспертным советам ПИШ УрФУ регулярно проводить рефлексию полученных результатов и правильно расставлять приоритеты в условиях неопределенности. В целом применение гибких методологий создает прозрачную среду на всех уровнях управления ПИШ. Это повышает качество взаимодействия между участниками советов, повышает скорость разработки проектов университета и помогает поддерживать актуальность образовательных программ.
Пигенко Владислав Анатольевич, руководитель ПИШ ДГТУ, директор Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш», начальник конструкторского отдела расчетов ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш»

Сложности перехода к Agile

Переход на гибкие методологии не был гладким. Сразу же отказаться от классических способов управления проектами и перейти к Agile мы не могли по следующим причинам.

В университетах привычный срок внесения изменений — семестр или год
На начальном этапе мы столкнулись с тем, что для университета привычные сроки внесения изменений в проекты — семестр или год. В промышленности бизнес–циклы гораздо короче, чаще всего они ограничиваются неделей и сопровождаются ежедневным пересмотром целей, приоритетов и графика производства. ПИШ ДГТУ для полноценной работы требовалась синхронизация циклов между университетом и индустриальным партнером.

Решение: сложность преодолевалась за счет максимальной приоритизации задач ПИШ перед остальными службами университета. Это помогло синхронизироваться с бизнес–циклами «Ростсельмаша», которые отличаются скоротечностью, и перенять подход промышленников к управлению проектами в ПИШ ДГТУ.

Результат: высока вероятность того, что в ближайшем будущем система управления ДГТУ трансформируется. Университет станет более гибкой и отзывчивой на динамику рынка структурой. Уже сейчас ускоряются процессы согласования и внесения изменений в проекты университета, не связанные с ПИШ. В целом, позитивный опыт ПИШ ДГТУ свидетельствует о том, что значительное ускорение процессов в остальных службах университета возможно.

Реакция преподавателей на изменения
Еще одна сложность, с которой мы столкнулись — сопротивление преподавателей. За годы практики они привыкли считать содержание образовательных дисциплин неизменным, поэтому поначалу скептически отнеслись к необходимости перемен.

Решение: мы изменили систему оплаты труда преподавателей. В прошлом она основывалась на часах прочитанных лекций. Сейчас KPI стал более гибким. В его основе — результативность выпускников, их востребованность на рынке труда и актуальность полученных ими знаний.

Еще один момент — мы провели экскурсию для преподавателей ПИШ ДГТУ на предприятии партнера. Они смогли познакомиться с работой современных станков и на практике изучить применение инновационных методов. Экскурсия помогла донести до преподавателей ДГТУ то, насколько сильно изменилась современная промышленность и что образовательный процесс университета нуждается в модернизации. После экскурсии мы провели дополнительное обучение преподавателей на рабочих местах «Ростсельмаша», погрузив их в среду современного производства.

Результат: пока преподаватели ДГТУ изучали производство, сотрудники «Ростсельмаша» постигали тонкости образовательного процесса в университете. Взаимное обучение преподавателей ДГТУ и сотрудников «Ростсельмаша» привело к их сплочению. Люди начали говорить на одном языке, изучили новые технологии и переняли практический опыт друг друга. С его помощью они смогут улучшить процессы в своих организациях.
Овчинникова Валентина Андреевна, руководитель ПИШ УрФУ, заместитель проректора по проектному обучению и дополнительному профессиональному образованию УрФУ
Непонятно, как определить критерии оценки
На наш взгляд, самое сложное в переходе на Agile заключалось в определении критериев для оценок. Например, не так давно вместе с партнерами мы разбирали одну из программ бакалавриата. Чтобы оценить ее актуальность, необходимо учесть множество составляющих: результаты проектного и практического обучения, структуру программы и степень ее реализации. Классические методологии для этого не подходят, поскольку они учитывают только конкретные показатели. Их можно сравнить с заранее установленными контрольными точками, но остальные элементы программы при этом остаются неучтенными.

Решение: с помощью гибких методологий мы отошли от классической оценки результатов и использовали бэклог — обновляемый список того, что планируется сделать для повышения качества продукта в ближайшей итерации. Пункты бэклога можно разделять на более мелкие, дополнять их и оценивать, используя абстрактные единицы измерения. Например, удовлетворенность команды результатом. С помощью Agile можно оценить трудноизмеримые понятия, сопоставить их с конкретными цифрами и на основе полученных данных определить приоритетные направления развития следующей итерации.
Пигенко Владислав Анатольевич, руководитель ПИШ ДГТУ, директор Института перспективного машиностроения «Ростсельмаш», начальник конструкторского отдела расчетов ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш»

Результаты использования Agile

Гибкие методологии хорошо себя зарекомендовали в управлении проектами. Они ускоряют выполнение задач и помогают эффективно с ними справляться в условиях неопределенности среды, например, выпускать технику, которая долгое время будет оставаться востребованной на рынке. Что касается образовательного процесса, в компании «Ростсельмаш» между отделами действует внутренняя конкуренция по найму выпускников ПИШ ДГТУ. Уровень их подготовки актуален уровню современной технологической среды и позволяет быстро решать сложные технические задачи. Кроме того, выпускники нашей ПИШ способны легко объединяться в кросс-функциональные команды, состоящие из специалистов разных областей. Такая команда способна сообща найти решение для многоэтапной задачи и даже создать инновационную разработку. Единичному специалисту такие возможности недоступны.

Хочется отметить, что во многом таких результатов удалось достичь благодаря сплоченной работе ДГТУ и «Ростсельмаша». Руководство университета решило не ограничивать возможности ПИШ. У нас была максимальная свобода действий для того, чтобы получить наилучший результат. Это ускорило многие процессы, в том числе переход от классических методологий к Agile. Мы уверены в том, что для того, чтобы оставаться лидерами рынка, необходимо ежедневно меняться. Остановка означает регрессию, которая неизбежно отразится на качестве выпускаемой продукции и уровне подготовки выпускников. Высока вероятность того, что наш опыт послужит отправной точкой для других университетов России, и в ближайшем будущем изменения коснутся действующей системы образования.
Овчинникова Валентина Андреевна, руководитель ПИШ УрФУ, заместитель проректора по проектному обучению и дополнительному профессиональному образованию УрФУ
Применение Agile позволило нам максимально задействовать индустриальных партнеров в управлении проектами и подготовке инженерных кадров. В прошлом участие предприятий в этих процессах ограничивалось заявками. Сейчас же мы регулярно получаем от индустриальных партнеров качественную обратную связь и на ее основе можем гармонично объединить в управлении проектами ПИШ и подготовке квалифицированных инженерных кадров тенденции современной науки, образования и передовых технических разработок.

Вместо итога

➔ Применение классических методологий отличается систематизированным подходом. В современной быстроразвивающейся среде из-за отсутствия гибкости, риска возникновения длительных задержек и, как следствие, увеличения бюджета, для управления проектами ПИШ лучше подходят гибкие методологии.

➔ Применение Agile в рамках управления ПИШ подразумевает частое подведение промежуточных итогов. Это позволяет инженерным школам своевременно корректировать цели проектов, учитывая динамику среды и пожелания индустриальных партнеров.

➔ Гибкие методологии помогают создать прозрачную среду на всех уровнях управления ПИШ, что приводит к увеличению скорости реализации проектов и поддержанию актуальности содержания образовательных дисциплин.

➔ Позитивный опыт применения Agile в ПИШ свидетельствует о возможности ускорения процессов в российских университетах и их синхронизации с бизнес–циклами индустриальных партнеров. Благодаря этому образовательные организации станут более гибкими и отзывчивыми на динамику рынка структурами.
Вам может быть интересно
Расскажите, какую задачу необходимо решить – мы предложим решение
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами, чтобы уточнить детали и подобрать программу.
Показать больше новостей